16 апр. 2013 г.

Российско-китайское внешнеэкономическое сотрудничество: инвестиции или интервенция?


О состоявшейся в Пекине 15.04.2013 г. российско-китайской инвестиционной конференции.


В эти дни в столице КНР проходит российско-китайская инвестиционная конференция, организованная Министерством коммерции КНР и Минэкономразвития РФ.

«Российская газета», со ссылкой на ИТАР-ТАСС, приводит слова главы российской делегации, первого заместителя председателя правительства РФ, Игоря Шувалова, сказанные им по итогам первого дня работы конференции: «В нашем сотрудничестве особое внимание уделяется не только строительству АЭС в Китае, поставкам ресурсов и совместному возведению нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, еще больше проектов планируется осуществить в областях жилищного строительства, локальной энергетики, транспорта, коммунальных услуг, региональной и федеральной инфраструктуры и совместных разработок в области инноваций».

Казалось бы, все просто замечательно – помимо банальной торговли энергоресурсами (куда уж сейчас без нее), Россия нацелилась на восстановление и развитие региональной инфраструктуры, пусть и с привлечением иностранного капитала. Однако давайте задумаемся. Зачем это Китаю? Зачем ему вкладываться в длинные инфраструктурные проекты на территории РФ, с не очень-то понятной и достаточно рисковой системой возврата инвестиций, учитывая макроэкономическую нестабильность? Уж кого-кого, а китайских стратегов от экономики трудно заподозрить в недальновидности, недостаточной глубине планирования или оценки рисков. Давайте разбираться. Что кроется за официальными формулировками?

  • Мы будем поставлять в Китай газ и нефть – это понятно, без комментариев.
  • Мы построим в Китае нефтеперерабатывающий завод. Более-менее понятно. Это в рамках проекта экспорта нефти. По информации «ВЕСТЕЙ», инвестором станет «РОСНЕФТЬ». Возможно, тут не обошлось без разведывательно-стратегических интересов её американского партнера – ExxonMOBILE, хотя на этой версии не настаиваю.
  • Мы построим в Китае АЭС. Это уже менее понятно с точки зрения геополитических интересов России (поставка высокой технологии усиливает экономику импортера), но все же объяснимо, хотя бы интересами привлечения инвестиций для текущих задач развития РОСАТОМА.
  • Конечно, река китайского импорта на наш рынок только расширится.
  • Но зачем, зачем Китайцам вкладываться в нашу коммунальную и транспортную инфраструктуру? Северный рукав нового шелкового пути? И да, и нет.


Ответ дает сам г-н Шувалов в интервью РИА «НОВОСТИ» (Агентство «ПРАЙМ»). По его словам, осуществлять проекты на своей территории Россия хотела бы «при помощи концессионных соглашений и китайского капитала». Концессионных, понимаете? То есть мы собираемся что-то из своих ресурсов сдать им в пользование. Рискну предположить, что речь здесь не только, и не столько о создаваемых объектах инфраструктуры, сколько о недропользовании. То есть, мы ни то, что создавать суверенную промышленность не собираемся, нам уже и недра собственные выкачивать лень! Да и действительно, кому она вообще нужна эта Сибирь с Дальним востоком? Китайцы пусть разбираются. Их много. Они не ленивые. А интересы наших элит находятся куда западнее, и речь здесь даже не о Москве…

Вот теперь все встает на свои места. После получения концессионных прав на пользование ресурсами России, нашим восточным соседям действительно потребуется современная рабочая инфраструктура. Для освоения нашей земли.


Был такой примечательный немецкий экономист – Фридрих Лист. Раскритикован был своими либеральными коллегами нещадно. Не в последнюю очередь за то, что очень четко показал в своей работе «Национальная система политической экономии» протекционистские принципы, классически используемые метрополиями в целях экономического порабощения своих колоний. В частности, эти принципы многие столетия верой и правдой служили Британской империи. Приведу лишь главные:

(1) Всегда поощрять импорт производственных мощностей, а не готовых товаров.
(2) Заботливо развивать свои производственные мощности и защищать их.
(3) Импортировать только сырьё и сельскохозяйственные продукты, и экспортировать только промышленные товары.
(5) Закрепить за метрополией … право снабжения колоний … промышленными товарами, в обмен получать на привилегированных условиях их сырьё...
(7) … установить морское превосходство, и с его помощью расширить международную коммерцию, постоянно увеличивая свои колониальные владения.
(10) Давать концессии иностранным независимым государствам на ввоз сельскохозяйственных продуктов только в том случае, если таким образом можно получить от них концессии для вывоза английских промышленных товаров.
(11) В тех случаях, когда такие концессии не могут быть получены соглашениями, достигнуть цели контрабандной торговлей.
(12) ... Получать выгоду … как от своих врагов, так и от своих союзников. От врагов путём препятствия их коммерции на море, от союзников путём разрушения их производителей через субсидии, которые выплачиваются в форме промышленных английских товаров.

Гениально в своей простоте и полноте! Как видите, «правила Листа» актуальны и по сей день. Китай, США, все развитые экономики глобального мира знают их, и используют. А Россия? Не думаю, что проблема в незнании или непонимании. Проблема в отношении к себе. Де-факто, статус ресурсной колонии лидирующих экономик мира наше правительство готово признать. По крайней мере, относительно восточных территорий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий