27 янв. 2014 г.

Выход из кризиса появится на стыке интересов граждан и государства. Обзор экономической ситуации

Основная проблематика российской экономики заключена в сложившихся высоких диспропорциях регионального и отраслевого развития. Основной национальный продукт создаётся в сфере экспорта энергоресурсов, в добывающей промышленности. При этом, напрямую "добывающие" регионы ни донорами, ни центрами роста не становятся - основная часть доходов консолидируется "Москвой" - федеральным бюджетом, и затем уже оттуда распределяется; не всегда логично, не всегда справедливо, как мы знаем. Такая система приводит к тому, что практический рост мы видим только вокруг "центров распределения" - это касается и благосостояния социальных групп и развития территорий. Страна стягивается в эти агломерации, где, на самом деле, отчётливо можно просмотреть только рост спекулятивного финансового сектора да сферы услуг и развлечений. Весело проедаем тело матери-земли. Ни роста культурного, ни роста образовательного, ни промышленного вы и здесь не отыщите.


К чему это всё ведёт? Уже говорено-переговорено, что как финансовая, так и экономическая системы России напрямую зависят от ситуации на глобальных рынках. Но этой ситуацией управляем не мы. Экспортная экономика, основанная на биржевых товарах, плюс тенденции утраты собственной технологической школы, "упрощения" образовательных стандартов, сокращения собственного населения, увеличивающего потока мигрантов (причём не как В США - не лучших умов планеты, а низкоквалифицированной рабочей силы) - всё это ведёт нас к проблеме утраты контроля над ситуацией. Можно ли в таких условиях, когда национальный доход, национальная валюта, значимая часть трудового ресурса имеют прямую или косвенную "аффилированность" с зарубежными структурами и институтами, когда основные средства производства, связи и телекоммуникаций - зарубежного производства, говорить что "мы управляем ситуацией в экономике"? Если называть вещи своими именами - то это ситуация утраты суверенитета.

Конечно, в эпоху глобализма так живёт значительная часть развитых государств. Однако кое что меняется. Обратите внимание на один критически важный показатель - его не очень часто анализируют, а зря. Это доля продукции обрабатывающей промышленности на душу населения. И если взглянуть на эти цифры, многое становится понятным. Действительно, если принять, что страны, где продукция обрабатывающей промышленности превышает $2000 на душу населения, являются «развитыми»; страны, с уровнем $2000-$500 – «претендующими на развитость», а менее $500 – развивающимися, мы вряд ли сможем отыскать хоть одно исключение или парадокс. Кто же тогда мировые лидеры? Япония – $12000 и Швейцария – $11000 (что-что там про государство банкиров-ростовщиков?). С небольшим отставанием –скандинавские страны и Ирландия. А где же мы? Россия – $1000… Чуть-чуть впереди Мексики, Бразилии, Турции и Украины. На уровне Польши, Саудовской Аравии, Таиланда и Аргентины. В два раза отставая от Малайзии, в пять-семь раз от Южной Кореи, Франции, Германии и США… Многие, казалось бы удивительные феномены растворяются, если вдуматься в эти цифры.

Дело в том, что только опираясь на собственную промышленно-технологическую базу, обеспечивая её конкурентоспособность в мировом масштабе можно уверенно смотреть в завтра. В противном случае вы - заложники неконтролируемых вами процессов. Вот почему так опасна деиндустриализация, вот почему ведущие экономики мира не видят перспектив в дальнейшем наращивании степеней мирового разделения труда, выноса производств в развивающиеся страны. Вот почему правительства США и лидеров ЕС берут курс на политику создания условий для возвращения производств на свои территории, к местам дислокации штаб квартир корпораций.

Поэтому я не спешу делать прогнозов - слишком многое зависит от внешних факторов мировой экономики и политики. Можно лишь очертить круг очевидных задач, которые необходимо решить для стабилизации экономической ситуации в стране:

  • необходимо развитие собственной инновационной промышленности в сферах глубокой переработки;
  • необходимо вернуть себе статус ведущей сельскохозяйственной державы - в этом залог продовольственной безопасности;
  • необходимо промышленное и социальное развитие регионов, новый этап освоения территорий, создание новых поселений, городков - это не только поможет более эффективно использовать огромные ресурсы русских земель, но и задаст основы преодоления демографической проблемы (человеческая популяция плохо воспроизводится в бетонных джунглях - доказано).
Учитывая реалии, развитие должно начаться на местном уровне, через районные и муниципальные программы. Развернуть государственную машину не только сложно, но и опасно - это всегда происходит через социальные катаклизмы. Надежды на этот путь возлагает и верховная власть - не случайно своё ежегодное послание Федеральному собранию Президент начал со слов о местном самоуправлении на муниципальном уровне. Государство, понимая глобальные риски, ищет опоры на "малую" региональную экономику.

Конечно, все говорят о недостатке ресурсов на местном уровне, но не стоит поддаваться пессимизму. Есть значительное количество незадействованных в хозяйственном обороте, земель, объектов, есть недооцененный ресурс экономических механизмов кооперации, так созвучных традициям, русскому соборному менталитету. И есть люди, уставшие от неопределённости, истосковавшиеся по настоящему делу. Убеждён, перелом к развитию - единственно возможный выход для современной России - состоится именно на местном уровне, на стыке интересов граждан и государства.

По материалам: http://razvitie.org/index.php/2014-01-12-06-44-23/kommentarij-k-ekonomicheskoj-situatsii-yanvar-2014.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий